Кеосаян: Поколения великих режиссеров обходились без мата в кино
Российские и советские фильмы, которые вошли в классику мирового кинематографа, снимались без единого матерного выражения. Об этом заявил режиссер Тигран Кеосаян, комментируя обращение деятелей культуры к премьер-министру России с просьбой о внесении поправки в закон об использовании нецензурной лексики в кино.
По словам Кеосаяна, мат существенно умаляет художественную ценность произведения, а вот отказ от крепких выражений не всегда создает «лакированую реальность». Искусству снимать хороший фильмы без матерщины Кеосаян советует коллегам учиться у признанных мастеров.
— Меня удивило это публичное обращение режиссеров к премьер-министру, — признался режиссер. — Я уверен, что в кино можно обойтись без нецензурной лексики. Когда я вспоминаю Калатозова, Бондарчука, моего отца, Чухрая, Тарковского, Данелию, Рязанова — что-то я не помню, что бы в их фильмах было много мата.
Кеосаян признался, что в жизни активно употребляет нецензурную лексику. По словам режиссера, он просто ленится искать достойную языковую замену мату в быту. Тем не менее Кеосаян уверен, что при подготовке картины команда режиссера обязана найти цензурное слово, которое станет украшением фильма.
— Режиссеры, сценаристы и актеры не имеют права лишать себя труда находить эквивалент эмоциональным выбросам нецензурщины. Русский язык очень богат, и образы, слова и обороты, которые в нем сложились, намного интереснее матерных выражений, — считает Кеосаян. — Есть правила игры, которые сложились за много веков до нас, например, не показывать на экране педофилию или извращения, даже если это очень важно для понимания художественной ценности произведения на экране. А если так, то и мату можно найти замену.
С мнением режиссера согласны и филологи. По словам доцента кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ Татьяны Суриковой, употребление мата в кино и в жизни должно быть максимально оправданным.
— В русском языке есть огромный пласт нецензурной речи, среди которого можно отыскать наиболее «безопасные» варианты выражений. Мы их можем употреблять, но очень дозировано, понимая, когда, зачем и как это нужно делать. Я выступаю за то, чтобы мы матом ругались, а не разговаривали, — говорит филолог.
Тем не менее, по словам эксперта, ряд зрителей может оказаться слишком восприимчивым к грубой лексике, и со стороны режиссеров было бы неправильно лишать их определенного комфорта, помещая в языковую среду, к которой они не привыкли.
Кроме того, Сурикова напомнила, что ученые еще много лет назад доказали влияние нецензурной лексики на физиологическое состояние человека. В науке считается, что использование мата равноценно психоэмоциональной и физической разрядке и влияет на работу сердечной мышцы и уровень артериального давления.
— Когда человек начинает часто и неоправданно употреблять матерную лексику, возникает вопрос, а что он будет делать в ситуации, когда будет необходимо действительно сбросить физиологическую агрессию? — резюмирует филолог.
Как сообщал LifeNews ранее, письмо на имя премьер-министра подписали Федор Бондарчук, Никита Михалков, Карен Шахназаров, Сергей Мирошниченко, Олег Табаков и Владимир Хотиненко. Все они выступают за возвращение мата на экраны. В документе, в частности, сказано, что «нецензурная брань сама по себе является частью нематериального культурного наследия».
Кинематографисты считают возможным выдавать разрешение на показ с возрастным ограничением «18+» фильмов, замысел которых предполагает использование непечатных слов.
16-06-2015, 11:59