Эксперт: Пилот Falcon имел все шансы избежать катастрофы
Катастрофы французского самолета Falcon в аэропорту Внуково могло и не случиться. Если бы французские пилоты своевременно и внимательно оценили обстановку, они могли избежать экстренной ситуации или использовать все имеющиеся у них возможности, чтобы не столкнуться с машиной-снегоуборщиком, считает руководитель аэроклуба Владимир Попов.
Специалист отсмотрел опубликованную LifeNews видеозапись момента авиакатастрофы и изучил расшифровку переговоров пилотов Falcon. В первую очередь Владимир Попов отметил, что видимость на аэродроме в ту ночь была хорошая — очень четко видны и огни ВПП, и маячки снегоуборочной машины.
— Командир должен был принять решение: либо экстренное торможение, либо укороченный взлет на максимальном режиме, чтобы хотя бы перепрыгнуть препятствие. Все зависело от дальности, на которой они заметили снегоуборочную машину, — сказал эксперт.
По словам авиаинструктора, любой пилот, оценивая расстояние до объекта, способен спрогнозировать ситуацию. К тому же пилот Falcon налетал на этом типе самолетов 6,5 тысячи часов, а это немалый срок. Такая подготовка указывает на то, что командир экипажа мог рассчитать точку отрыва и, зная угол набора высоты, принять правильное решение.
— Либо он мог поднять самолет в воздух до машины, либо применить экстренное торможение. А еще был выход убрать шасси, чтобы самолет на пузе тормозил более эффективно, — отметил руководитель авиаклуба.
Владимир Попов отметил, что чаще всего причина авиакатастрофы складывается из множества факторов — «случайное совпадение неслучайных величин». Однако в случае с Falcon, действительно, вина может лечь на командира воздушного судна.
— Я прочитал радиообмен. Командир передал управление второму пилоту, который сказал: «Я управляю». Это обычная практика, так командир учит второго пилота и взлетать, и садиться. За рубежом обычно делается так: командир летит на чужой аэродром, а обратный рейс выполняет второй пилот, здесь так и было. А командир либо отвлекся, либо еще что и принял решение очень поздно, — отметил авиаинструктор.
Как стало известно LifeNews, пилоты самолета Falcon-50, разбившегося в ночь на 21 октября 2014 года в московском аэропорту Внуково, примерно за десять секунд до трагедии успели заметить выехавший на взлетно-посадочную полосу автомобиль-снегоуборщик, но не отреагировали на него. Об этом свидетельствует расшифровка бортовых самописцев, оказавшаяся в распоряжении LifeNews.
Командиром разбившегося самолета Falcon-50, выполнявшего рейс по маршруту Москва — Париж, был 45-летний Пикан Янн Жак Жозеф. К моменту крушения он успел налетать около 6,5 тысячи часов, большая часть из которых приходится на время его семилетней службы в рядах Вооруженных сил Франции. Вторым пилотом судна был 28-летний Рассья Максим Жан-Мари. За штурвалом он успел провести полторы тысячи часов.
Во время разгона самолет Falcon-50 задел выехавший на взлетную полосу снегоуборочный автомобиль. Воздушное судно опрокинулось и взорвалось, а все четыре находившихся в нем человека погибли. Позднее по делу о крушении Falcon-50 были арестованы пять человек. В их числе оказались водитель снегоуборщика Владимир Мартыненко, а также руководитель полетов Александр Круглов и диспетчер-стажер аэропорта Внуково Светлана Кривсун.
Коллектив аэропорта Внуково уже обращался в Следственный комитет с просьбой освободить коллег, которые, по мнению диспетчеров аэропорта, не виновны в трагедии. Специалисты Внуково неоднократно заявляли о сбоях в работе радиолокационного оборудования. Диспетчер аэропорта даже показал LifeNews, как на мониторе радара появляются «летучие голландцы», которые неминуемо приводят к аварийным ситуациям.
5-05-2015, 23:59